11.10.11 22:26

УДК 691.167:625.851

Начальник испытательной лаборатории

ОАО «Тоннельный отряд №44», к.т.н. Дьяков К.А.

Заместитель начальника испытательной лаборатории

ОАО «Тоннельный отряд №44», к.т.н. Черсков Р.М.

Обзорная информация по литым асфальтобетонным смесям для дорожного строительства


Еще в 17 веке были открыты месторождения асфальтовых пород (известняк пропитанный 5-15% битума) во Франции и Швейцарии, где они разрабатывались, измельчались и нагревались, образуя пастообразный материал. Затем он укладывался с помощью деревянных гладилок и обеспечивал получение долговечного гидроизоляционного слоя. Обеспечение надежности и долговечности способствовали дальнейшему развитию применения этого материала. Особенно в 18 веке, когда было обнаружено, что природный битум, содержащийся в «озере» в Тринидаде (Вест-Индия), может добавляться в асфальтовые породы, с получением смеси с повышенной прочностью. В этот же период было обнаружено, что улучшение устойчивости смеси обеспечивается путем введения щебня в получаемый пастообразный материал.

Литой асфальтобетон в современном представлении используется в Европе с 1890-х годов. Главными европейскими рынками являются Германия и Франция, в то время как в США и Канаде литой асфальтобетон практически не используется. В последнее время начали расти рынки потребления литого асфальтобетона в азиатских странах.

Область применения литого асфальтобетона:

- покрытия дорог и мостовых сооружений;

- полы промышленных и гражданских зданий;

- плоские кровли;

- гидротехнические сооружения.

В настоящем обзоре речь пойдет о литом асфальтобетоне для дорожного строительства. Литой асфальтобетон для дорожных покрытий является достаточно проверенным материалом. Из многолетнего опыта можно сделать вывод, что если литой асфальтобетон подобран соответствующим образом, он может выдерживать тежелые транспортные нагрузки в течении длительного периода. При этом, мировая практика показывает, что применение литого асфальтобетона из-за его деформативности особенно эффективно для покрытий настилов мостов. Так, например, в Германии отмечается прекрасная работа литого асфальтобетона на ортоторопном металлическом настиле в течении 25 лет (Mersch, K., “Untersuchung eines fünfundzwanzig Jahre alte Brückenbelages aus Gussasphalt,” (in German), Bitumen 41, no. 1, blz 15-18.).

По современным представлениям литая асфальтобетонная смесь — это смесь взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии щебня, песка, минерального порошка, битума (или модифицированного битума, или смеси битума с природным асфальтом) и, в случае необходимости, добавок на основе синтетических восков, подобранная таким образом, чтобы объем битумного вяжущего равнялся или даже незначительно превышал объем пор в смеси минеральных компонентов.

Особенностями литых асфальтобетонных смесей, отличающих их от традиционных асфальтобетонных смесей являются:

- повышенное содержание минерального порошка и битумного вяжущего;

- большая вязкость битумного вяжущего;

- более высокие температуры приготовления и укладки (220-250 0С).

К отмечаемым многими авторами преимуществам литых асфальтобетонов относятся:

- отсутствие необходимости уплотнения укладываемого слоя;

- повышенные коррозионная устойчивость, водонепроницаемость и износостойкость;

- повышенная деформативность, способствующая поглощению напряжений, вызванных подвижками нижележащей конструкции, как это происходит на настилах мостов, и особенно на металлических настилах;

- повышенное сцепление со смежными ниже- или вышележащими слоями.

Обладая рядом преимуществ литые асфальтобетоны имеют и ряд существенных недостатков:

- повышенная стоимость;

- пониженная сдвигоустойчивость при высоких температурах;

- при укладке в верхний слой покрытия могут возникнуть проблемы со сцеплением колеса с дорогой;

- необходимость применения специальной техники для перевозки и укладки;

- возможность образования пузырей, приводящего к вздутиям покрытия, при устройстве на цементобетонном основании, что связано со скоплением водяных паров под паронепроницаемым литым асфальтобетоном;

- некоторыми авторами отмечается склонность литого асфальтобетона к образованию трещин, что связано с большим количеством битума (обуславливающего более высокий коэффициент объемного температурного расширения асфальтобетона), его большей вязкостью и большей степенью структурирования битумного вяжущего минеральным порошком.

Поскольку объем асфальтового вяжущего (битумное вяжущее + минеральный порошок) в литом асфальтобетоне значительно больше, чем в других видах асфальтобетона, его сдвигоустойчивость в большей степени определяется структурно-механическими свойствами и, в частности, вязкостью этой системы, которая в свою очередь, зависит от вязкости битума и степени его структурирования минеральным порошком. Этим обусловлено применение в литом асфальтобетоне более вязких битумов и повышенных количеств минерального порошка (Дорожный асфальтобетон/Л.Б. Гезенцвей, Н.В. Горелышев, А.М. Богуславский, И.В. Королев. Под ред. Л.Б. Гезенцвея. - 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1985. 350 с.).

До недавнего времени за рубежом для производства литых асфальтобетонных смесей использовали преимущественно природные битумы. В последние годы такие битумы используют лишь в качестве добавки (25-50%) к нефтяным дорожным битумам. Кроме того, часто, для улучшения характеристик смеси в битум вводятся различные полимерные добавки, в качестве которых в основном выступают термоэластопластичные полимеры типа СБС (стирол-бутадиен-стирол), но в некоторых странах, как например во Франции (N.N., “Verslag van het Bezoek aan het Opzoekingscentrum voor de Wegenbouw in Brussel-Sterrenbeek op 7 en 8 Oktober 1980,” (in Dutch), Stichting Studie Centrum Wegenbouw, Werkgroep H2, Arnhem, 1980.), для этих целей применяется ЭВА (этилен-винил-ацетат). Как и природный асфальт, эти добавки вводятся в основном для повышения температурной устойчивости литого асфальтобетона.


Сравнение требований к литым асфальтобетонным смесям в различных странах


Требования к литым асфальтобетонным смесям отличаются для разных стран. Ниже представлены основные требования, предъявляемые к литым асфальтобетонным смесям в Германии, США, Голландии, Англии, Австрии, Финляндии и России.


Требования в Германии


В Германии литой асфальтобетон все еще используется для дорог и автострад. Согласно TL Asphalt StB 07 (заменивших в том числе и DIN EN 13108-6 - Teil 6: Gußasphalt) литая асфальтобетонная смесь — Gussasphalt (MA, Mastic Asphalt) — это асфальтобетонная смесь, в которой в горячем состоянии объем минерального порошка и битумного вяжущего превышает объем пор смеси минеральных заполнителей.

Дорожные битумы или полимерно-модифицрованные битумы (PmB), применяемые для литых асфальтобетонных смесей, должны соответствовать требованиям TL Bitumen-StB, и в них должны вводится добавки, уменьшающие вязкость при повышенных температурах и, соответственно, температуры приготовления и уклаки (типа Sasobit, Licomont и т.д., как правило содержащие воск). Природный асфальт должен соответствовать требованиям DIN EN 13108-4, приложение B.

Минимальные и максимальные температуры литых асфальтобетонных смесей в зависимости от вида и сорта применяемого вяжущего даны в табл. 1.


Таблица 1: Минимальные и максимальные температуры литых асфальтобетонных смесей в 0С

Вид и сорт вяжущего

Диапазон температур для литых асфальтобетонных смесей

20/30

210-230

30/45

200-230

10/40-65

210-230

25/55-55

200-300


Требования к литым асфальтобетонам представлены в таблице 2.

Таблица 2: Требования к литым асфальтобетонам

Глубина погружения штампа при статическом и динамическом воздействии, характеризующая деформационную устойчивость литых асфальтобетонов, определяется согласно TL Asphalt-StB, часть 20 и часть 25А, соответственно.


Требования в США

Требования к гранулометрическому составу литых асфальтобетонных смесей в США  представлены в таблице 3.

Таблица 3: Грансостав для литых асфальтобетонных смесей в США

Размер сит

Проходы, %

12,5 мм

95-100

9,5 мм

80-95

4,75 мм

58-75

2,36 мм

43-60

0,60 мм

20-35

0,075 мм

7-14

Кроме того регламентируются:

- минимальная плотность — 2240 кг/м3;

- максимальная пористость — 3,0 %;

- при нанесении на металлические мосты: коэффициент температурного расширения должен быть максимально близок  к коэффициенту расширения стали при температуре окружающей среды;

-  относительная деформация ползучести при температуре окружающей среды через 30 минут, как при растяжении, так и при сжатии, — не более 5%;

-  сопротивление усталостному воздействию — отсутствие трещин при изгибной или любой другой форме усталостного деформирования в течении 8 000 000 циклов при полном моделировании колесной нагрузки;

Кроме того, прочность сцепления покрытия из литого асфальтобетона к антикоррозионному слою на мостах должна быть не менее:

-  2,75 МПа — при температуре окружающей среды;

-  2,75 МПа — при 0 0С;

-  1,75 МПа — при 60 0С.


Требования в Голландии

В Нидерландах литой асфальтобетон используется для покрытий на металлических настилах мостов, на парковках и для изготовления полов промышленных зданий. В таблице 4 представлены голландские требования к грансоставу, пористости и содержанию битумного вяжущего для литого асфальтобетона [RAW, 2000].

Таблица 4: Требования для литого асфальтобетона в Нидерландах

Остаток на ситах

Литой асфальтобетон

Проект

Минимум

Максимум

С8

С4

2мм

63μм

-

25,0

44,0

83,0

0,0

20,0

39,0

80,0

5,0

35,0

52,0

86,0

Содержание битумного вяжущего (сверх 100% от массы  минерального материала)

8,5

7,0

10,0



Пористость (%)



2,5


Кроме того, максимальный размер зерен щебня составляет 8 мм. Смесь состоит из щебня — фракция от 2 до 8 мм, песка типа A (размер фракции минерального материала 63 μm до 2 мм), минерального порошка и битума 40/60.

Требования к деформационной устойчивости:

- Вдавливание штампа (Stempel Test) при 25 0С (время проведения испытания - 300 с, нагрузка — 52,5 кг, площадь штампа — 100 мм2): 1-4 мм.

- При испытании на колееобразование [NPC, 1996] после 100 000 приложений нагрузки остаточная деформация: 6-10%.


Требования министерства транспорта, общественных работ и управления водными ресурсами (Rijkswaterstaat) Голландии к литому асфальтобетону на стальных мостах [Kolstein, 1990] показаны в таблице 5.


Таблица 5: Требования к литым асфальтобетонным смесям на стальных мостах (RWS)

Материал, прошедший через данное сито и оставшийся на следующем

Щебеночный литой асфальтобетон

Песчаный литой асфальтобетон (среднее значение), %

Допуск, %

Верхний слой (среднее значение), %

Нижний слой (среднее значение), %

С8

С5.6

2мм

63μм

43

-

40

17

-

38

39

23

-

-

58

42

±5

±5

±5

±5

Битумное вяжущее

45/60+Тринидад асфальт

9



±0,5

45/60


9.5


±0,5

85/40



19

±0,5


Требования к некоторым качественным показателям в этой стране были выработаны после широкомасштабной программы испытаний, выполненной NPC в 1995-96 гг. при выборе материалов конструкции для объектов Hagestein Bridge и Ewijk Bridge. Общие требования к литым асфальтобетонам на металлических мостах согласно этим исследованиям включают:

- высокое сопротивление усталостному трещинообразованию (определяемое испытанием на усталость при изгибе);

- высокая прочность на растяжение (определяемое по испытанию на изгиб полукруглых образцов);

- высокое сопротивление накоплению остаточных деформаций (определяемое испытаниями на трехосное сжатие, испытаниями по DIN и испытаниями на колееобразование)

-  верхний слой (в системе с двумя слоями) должен обладать эластичными свойствами (резиноподобным поведением), чтобы предотвратить трещинообразование над стальными продольными ребрами жесткости ортотропной плиты проезжей части;

- нижний слой (в системе с 2 слоями) должен иметь высокую жесткость, чтобы предотвращать накопление остаточных деформаций и способствовать усилению всей конструкции.


Требования в Англии

Согласно британскому стандарту BS EN 12970:2000 «Mastic asphalt for waterproofing – Definitions, requirements and test methods» (Литой асфальтобетон для гидроизоляционных слоев - определения, требования и методы испытаний) литые асфальтобетонные смеси подразделяются на песчаные и щебеночные. При этом, на участках проезжих частей применяется щебеночный литой асфальтобетон. Требования к щебеночным литым асфальтобетонным смесям даны в таблице 6.

Таблица 6. Требования к щебеночным литым асфальтобетонным смесям

Вид литой асфальтобетонной смеси Щебеночная  литая асфальтобетонная смесь

Компоненты, % по массе
Тип смеси Компоненты 0/4 0/6 0/8 0/10 0/11 0/14 0/16
Минеральный порошок
24-35
или
25-60

20-30
15-30
15-28
15-28 - 15-28 15-28
Порошок природного асфальта с 25-60С







- -
Известняковый мелкий заполнитель 60-75
50-75
50-75
45-70
45-70
40-55 -
Мелкий заполнитель (песок < 2 мм)
25-50
20-40
20-40
20-45
20-45 - 12-37 12-37
Крупный заполнитель (щебень > 2 мм) 25-40 20-45 25-50 30-50 25-50 30-50 30-55 30-55 30-55 30-55 45-60 45-60 45-60
Содержание вяжущегоа 7,0-13,5 7,0-12,0 6,8-12,0 6,5-11,0 6,5-11,0 6,2-8,2 6,0-8,0
Тип битумаb 20/30 ; 30/45 ; 35/50 ; 40/60 ; 50/70 или PmB d
а Cодержание растворимого битума от массы всей смеси b Могут быть добавлены твердые или строительные сорта битума, при условии, что пенетрация конечного составного вяжущего будет не менее 1 мм. с Порошок природного асфальта может быть частью известнякового мелкого заполнителя d Полимерно-модифицрованный битум


Если литая асфальтобетонная смесь не требуется для немедленного использования, она может быть залита в блоки для последующей переплавки на месте производства работ. Крупный заполнитель может не добавляться на этом этапе. Переплавка блоков литого асфальтобетона на месте производства работ должна быть выполнена в подходящих механических миксерах или котлах. Во время переплавки необходимо позаботиться, чтобы температура расплавленной асфальтобетонной смеси не превышала значений для соответствующего сорта вяжущего данных в таблице 7.

Требования к некоторым свойствам щебеночных литых асфальтобетонов представлены в таблице 8.


Таблица 8 Рекомендуемые требования к характеристикам щебеночных литых асфальтобетонов

Тип щебеночного литого асфальтобетона Методы испытаний

Категория а

I

II

III

IV

V

Испытание на образцах-    кубах  - prEN 12697-20

40 °C, 500 мм2, 30 мин        [мм]

увеличение вдавливания

после 30 мин                        [мм]


1,0-2,5


1,0-3,5


1,0-5,0


3,0-10,0


10-15

≤0,4

≤0,4

≤0,6

≤0,8

≤1,0

Испытание на образцах-

кубах - prEN 12697-20

22 °C, 100 мм2, 5 ч               [мм]

-

1,0 - 4,5

1,0 - 4,5

1,5 – 4,5

4,5 - 10,0

а Категории, подобные таковым в prEN 13108-6.


Требования в Австрии

Согласно австрийских норм  ÖNORM EN 13108-6 литой асфальтобетон — это не содержащий воздушных пор асфальтобетон на основе битумного вяжущего, в котором суммарный объем минерального порошка и вяжущего превышает объем пор в смеси минеральных заполнителей. Требования к гранулометрическим составам щебеночных литых асфальтобетонных смесей в зависимости от используемого набора сит представлены в таблицах 9 и 10.


Таблица 9 — Общие пределы гранулометрических составов - основной набор сит плюс набор 1

D

4

5(5,6)

8

11(11,2)

16

Сито, мм

Проход через сито, % по массе

1,4 Da

100

100

100

100

100

D

90-100

90-100

90-100

90-100

90-100

2

50-80

45-70

45-70

40-70

35-60

0,063

20,0-45,0

20,0-40,0

20,0-40,0

18,0-35

18,0-28,0

а В случае если рамер ячейки сита, рассчитанный как 1,4 D, не является точным числом из серии  ISO 565/R 20, то должен быть принят следующий самый близкий размер сита в наборе.


Таблица 10  — Общие пределы гранулометрических составов - основной набор сит плюс набор 2

D

4

6(6,3)

8

10

12(12,5)

14

16

Сито, мм

Проход через сито, % по массе

1,4 Da

100

100

100

100

100

100

100

D

90-100

90-100

90-100

90-100

90-100

90-100

90-100

2

50-80

45-70

45-70

40-70

40-70

35-55

35-55

0,063

20,0-45,0

20,0-40,0

20,0-40,0

18,0-35

18,0-35,0

18,0-28,0

18,0-28,0

а В случае если рамер ячейки сита, рассчитанный как 1,4 D, не является точным числом из серии  ISO 565/R 20, то должен быть принят следующий самый близкий размер сита в наборе.


В таблице 11 дана ширина диапазонов требуемой зерновой кривой. Диапазоны между максимальным и минимальным значением для зерновой кривой должны быть выбраны как единственные значения в пределах данных ограничений (включая оба) из Таблицы 11.


Таблица 11 — Гранулометрия установленного состава - диапазоны между максимальным и минимальным значением для выбранных зерновых кривых

Сито, мм

Диапазоны, % по массе

Наименьший диапазон

Наибольший диапазон

Специфическое крупное сито

10

25

Дополнительное сито между D и 2

10

25

2

5

15

Специфические мелкие сита

4

15

0,063

2,0

8,0


Минимальное содержание вяжущего в установленном составе должно быть выбрано из категорий между 6,0 и 9,5 %.

Требования к содержанию вяжущего должны быть уточнены путем умножения на фактор α = 2,650/ρd d - плотность частиц минерального материла, в тоннах на кубический метр (т/м3), определенная согласно EN 1097-6). При этом, содержание вяжущего включает вяжущее в регенерированном асфальтобетоне и природный битум в случае их использования.

Помимо всего прочего, для литого асфальтобетона устанавливаются категории по сопротивлению истиранию шипованными шинами и сопротивлению воздействию антигололедных реагентов при устройстве на аэродромах,  а также требования к сопротивлению воздействию топлива при укладке на аэродромах.

Диапазоны рабочих температур для литых асфальтобетонов на основе дорожного битума представлены в таблице 12.


Таблица 12 — Температурные диапазоны для литой смеси

Сорт дорожного битума

Температура °C

20/30

210 - 250

30/45, 35/50, 40/60

200 - 240

50/70 and 70/100

190 - 230


При использовании модифицированного битума, твердых сортов битума или добавок могут использоваться другие диапазоны температур. В этом случае они должны быть документально закреплены и установлены как часть регламентирующей маркировки.


Сопротивление накоплению остаточных деформаций определяется путем испытания на вдавливание штампа согласно EN 13108-20:2005. Глубина вдавливания штампа в образцы, приготовленные в соответствии с EN 13108-20:2005, должна регламентироваться путем выбора одной из категорий, представленных в таблицах 13-16.


Таблица 13 - Минимальное вдавливание штампа, Imin

Минимальное вдавливание штампа, мм

Категория Imin

1,0

Imin1,0

1,5

Imin1,5

2,0

Imin2,0

2,5

Imin2,5

3,0

Imin3,0

Нет требований

IminNR


Таблица 14 - Максимальное вдавливание штампа, Imax

Максимальное вдавливание штампа, мм

Категория Imax

3,0

Imax3, 0

3,5

Imax3, 5

4,0

Imax4, 0

5,0

Imax5, 0

6,0

Imax6, 0

7,0

Imax7, 0

8,0

Imax8, 0

9,0

Imax9, 0

10,0

Imax10, 0

11,0

Imax11, 0

13,0

Imax13, 0

15,0

Imax15, 0

Нет требований

ImaxNR


Таблица 15 — Максимальное увеличение после дополнительных 30 минут, Inc

Максимальное увеличение вдавливания штампа, мм

Категория Inc

0,3

Inc0,3

0,4

Inc0,4

0,5

Inc0,5

0,6

Inc0,6

0,8

Inc0,8

Нет требований

IncNR



Таблица 16 — Максимальное динамическое вдавливание штампа а , Idyn

Максимальное динамическое вдавливание штампа, мм

Категория Idyn

1,0

Idyn1

1,5

Idyn1,5

2,0

Idyn2

2,5

Idyn2,5

3,0

Idyn3

3,5

Idyn3,5

4,0

Idyn4

4,5

Idyn4,5

Нет требований

IdynNR

а Для смесей с D≤11 и вдавливанием штампа ≤2,5 при испытании в соответствии с EN 12697-20


Требования в Финляндии

Согласно финским нормам на асфальт 2000 (PANK ry) литая асфальтобетонная смесь — это асфальтобетонная смесь, в которой вяжущее заполняет пустоты между зернами минерального материала, и она приобретает литую консистенцию. Смесь распределяют в горячем состоянии вручную или с помощью асфальтоукладчика без уплотнения. Как и в других странах проектирование литых асфальтобетонных смесей производится таким образом, чтобы поры в смеси минерального материала были полностью заполнены вяжущим.

Остаточная пористость не должна превышать 2% по объему.

В таблице 17 представлены гранулометрические составы для литых асфальтобетонных смесей.


Таблица 17. Пределы гранулометрических составов для литых смесей

Контрольные размеры сит

Полные проходы, %

При машинной укладке

При ручной укладке

8 мм

59-100

78-100

2 мм

40-69

55-83

0,5 мм

29-52

39-65

0,063 мм

18-30

22-35

Содержание вяжущего, % по массе

7,2-9,5

8,0-10,0


В качестве минерального порошка используется известняковый минеральный порошок.

Для повышения трещиностойкости и сдвигоустойчивости в качестве вяжущего на проезжей части используют каучукобитумное вяжущее KB 85 с температурой размягчения ≥75 0С. В случае, если требования к сдвигоустойчивости не предъявляются, используют битумы В 35/50-В70/100.

При использовании минерального материала с размером зерен более 5,6 мм содержание полностью или частично дробленых зерен должно быть не менее 50%. При устройстве в слоях покрытий на проезжей части минеральный материал с размером зерен более 2 мм должен быть дробленым из горных пород.

На проезжей части устраивается поверхностная обработка с использованием щебня фракции 11/16 мм с расходом 8-12 кг/м2.

Требования к показателям сдвигоустойчивости литого асфальтобетона, определяемым методом вдавливания плоского штампа под определенной постоянной нагрузкой (PANK 4401), представлены в таблице 18.


Таблица 18. Предельно допустимые значения показателя вдавливания штампа в литой асфальтобетон

Объект

Среднее значение показателя вдавливания, мм

Магистрали, мосты, стоянки

Пешеходные дорожки и переходы, тротуары

1 - 5

3 - 10


Пористость минерального остова литого асфальтобетона регламентируется в пределах 18-20% по объему.


Требования в России

В России на данный момент действуют следующие нормативные документы, регламентирующие свойства литого асфальтобетона и правила производства работ с этим материалом: ТУ 5718-002-04000633-2006 «Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон» (Взамен ТУ 400-24-158-89*); ВСН 60-97 Инструкция по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона. М., - 1997 г.;  Руководство по применению литых асфальтобетонных смесей при строительстве и ремонте городских и автомобильных дорог, ЗАО «АСФАЛЬТТЕХМАШ», «СЕЛЬАВТОДОР».М., -1998 г.; Руководство по устройству гидроизоляции па пролётных строениях автодорожных мостов из литой асфальтобетонной смеси, ЗАО «АСФАЛЬТТЕХМАШ», «СЕЛЬАВТОДОР».М., -1998 г.; Технологические карты на текущий ремонт асфальтобетонных покрытий городских дорог литой асфальтобетонной смесью, ЗАО «АСФАЛЬТТЕХМАШ»,«СЕЛЬАВТОДОР».М., -1998 г. А кроме того разработаны ТУ 5718-001-53737504-03 «Смеси сероасфальтобетонные литые и литой сероасфальтобетон».

Назначение литых асфальтобетонных смесей в зависимости от типа и их классификационные особенности согласно ТУ 5718-002-04000633-2006 представлены в таблице 19.


Таблица 19. Основные классификационные особенности литых асфальтобетонных смесей

Назначение

Основные классификационные особенности смеси

Тип смеси

Д наиб, мм

массовая доля, %

Б/МП

фракций более 5 мм

Асфальто-вяжущего вещества

Новое строительство

и капитальный ремонт

I

15

45-55

25-30

0,35-0,45

II

20

35-50

20-25

0,40-0,55

III

40

45-65

15-20

0,50-0,65

Тротуары

IV

5

-

17-23

0,40-0,65

Текущий ремонт

V

20

35-50

22-28

0,55-0,75


Согласно  ВСН 60-97  транспортирование смеси к месту производства работ производится в зависимости от типа смеси:

I и V - в специальных самоходных установках с котлом-термосом или бункером, оборудованных обогревом и мешалкой.

II и III- в автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности, оборудованных утепленными кузовами. Продолжительность транспортирования смеси не должна превышать 30-40 мин;

IV- в автомобилях-самосвалах любой грузоподъемности.

Способ и режим распределения смеси определяется типом литого асфальтобетона и предусматривает устройство слоев покрытия:

- без уплотнения материала (тип I, V);

- с уплотнением материала только вибротрамбующим брусом асфальтоукладчика (тип II) и с дополнительной прикаткой смеси самоходными моторными катками до 10 т (тип III);

- с уплотнением материала (тип IV) двухвальцовыми ручными катками массой до 1 т или легкими тандемными самоходными виброкатками с вибрирующим задним вальцом массой до 2 т или самоходными моторными катками статического действия массой до 5 т.

В зависимости от типа смеси и температуры воздуха температура литой смеси при выпуске из смесителя может быть от 165 до 240 0С.

Физико-механические свойства литого асфальтобетона должны соответствовать требованиям таблицы 20.


Таблица 20. Физико-механические свойства литого асфальтобетона

№№

п.п.

Показатели свойств

Нормы по типам

I

II

III

IV

V

1

Пористость минерального остова, % по объему, не более

20

22

22

22

22

2

Водонасыщение, % объема, не более

1,0

1,0

5,0

7,0

0,5

3

Прочность на сжатие при температуре +50°С, не менее

1,0

1,0

1,0

0,7

1,0

4

Подвижность смеси при 200°С, не менее, мм

30

25

-

-

30

5

Глубина вдавливания штампа при температуре +40°С, мм, в пределах

1-6

1-4

-

-

1-10

6

Прочность на растяжение при расколе при температуре °С, Мпа,

не менее

не более



2,5

6,0



2,5

6,0



2,0

5,5



2,0

5,5



2,5

6,0

7

Показатель однородности, не более

0,16

0,16

0,18

0,18

0,16


Для приготовления смесей применяют нефтяные вязкие дорожные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-90 и имеющие глубину проникания иглы при температуре +25°С в пределах 50-60 1/10мм, температуру размягчения не ниже 52°С и температуру хрупкости не выше -12°С. Допускается применение улучшенных битумных вяжущих, модифицированных добавками поверхностно-активных веществ, полимеров, каучуков, резины, природных битумов, отвечающих требованиям специальных технических условий. Допускается также применение нефтяных битумов, полученных компаундированием глубокоокисленных нефтяных битумов с глубиной проникания иглы менее 40 дмм при температуре +25°С с жидкими остаточными битумами (нефтяными гудронами), отвечающими требованиям специальных технических условий.

Итак, рассмотрев основные требования к литым асфальтобетонным смесям в различных странах можно сделать вывод, что не существует единого подхода к проектированию литых асфальтобетонных смесей. Особенно наглядно это видно по существенной разнице  гранулометрических составов. И на самом деле иного и не могло быть, поскольку различие климатических условий, применяемых материалов и конструкций дорожных одежд диктует свои требования к литым асфальтобетонам. Что касается нашей страны, то пока можно отметить малое распространение этого материала, чему причиной служат как его высокая стоимость, так и технологические факторы — необходимость использования специальной техники и оборудования для производства, транспортировки и укладки.

В последнее время наметился рост использования литого асфальтобетона в покрытиях мостовых сооружений, чему причиной стала успешная работа ряда мостовых объектов с покрытиями из литого асфальтобетона (мост через Волгу в с. Пристанное (2000), Ладожский мост через реку Нева у поселка Марьино (1998), возведение Больших Обуховских мостов в Санкт-Петербурге (2004, 2007), реконструкция Троицкого моста (2002)). В результате накопленного опыта и опыта других стран в России разработаны ГОСТ Р 54401-2011 "Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования" и ГОСТ Р 54400-2011 "Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний", которые будут введены в действие с 01.05.2012 г. Согласно этим нормативным документам литые асфальтобетоны классифицируются по максимальному размеру зерен минерального материала (I тип - до 20 мм, II тип - до 15 мм и III тип - до 10 мм) и по гранулометрическому составу практически соответствуют требованиям EN 13108-6:2006, только произведен пересчет на круглые сита.

В новых технических условиях по сравнению с ТУ 5718-002-04000633-2006 ужесточены требования к глубине вдавливания штампа, теперь для верхнего слоя грузонапряженных участков магистральных дорог, городских улиц и стоянок она должна быть не более 3,5 мм (таблица 21).


Таблица 21. Основные требования по глубине вдавливания штампа

Область применения

Вид работ

Диапазон показателя вдавливания штампа для типов смесей, мм

I

II

III

1  Дороги автомобильные общего пользования с интенсивностью движения ≥ 3000 авт/сут;

мостовые сооружения, тоннели.

Устройство верхнего слоя покрытия

от 1,0 до 3,5

увеличение через  30 мин

не более 0,4 мм

не применяется

Устройство нижнего

слоя покрытия

от 1,0 до 4,5

увеличение через 30 мин

не более 0,6 мм

2  Дороги автомобильные общего пользования с интенсивностью < 3000 авт/сут

Устройство верхнего слоя покрытия


от 1,0 до 4,0

увеличение через 30 мин

не более 0,5 мм

не применяется

Устройство нижнего слоя покрытия

от 1,0 до 5,0

увеличение через 30 мин

не более 0,6 мм



Введен показатель однородности литых асфальтобетонов по глубине вдавливания штампа, не более 0,2, и показатель изменения глубины вдавливания штампа при 40 0С в течении дополнительных 30 мин, регламентируемый в ряде европейских стран.

Таким образом, в России можно ожидать существенного увеличения объема производства литых асфальтобетонных смесей в связи с появлением государственного стандарта на этот вид материала. Однако, учитывая тот факт, что разработанные ГОСТы являются по существу гармонизацией европейских нормативов и апробированы на ограниченной территории нашей страны (в основном в Санкт-Петербурге), стоит с осторожностью подходить к применению этих ГОСТов без наблюдения за пробными участками в других регионах России, например в южном федеральном округе, где летние температуры значительно выше. Такое опасение вызвано неоднозначным мнением в мировой практике касательно эффективности литых асфальтобетонов и общей тенденцией снижения объемов выпуска литых смесей в мире.



 

Комментарии  

 
0 #24 Arlenetoura 23.07.2017 03:06
Нейросетевое обновление "XRumer 16.0 + XEvil":
распознавание бесплатно и быстро captchas Google, Yandex, Фэйсбука, VK, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других типов captchas,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Заинтересованы - см. в Ютубе "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170721
Цитировать
 
 
0 #23 Arlenetoura 22.07.2017 21:54
Нейросетевое обновление "XRumer 16.0 + XEvil 3.0":
автораспознаван ие бесплатно и быстро captchas Google, Yandex, Фэйсбука, VK, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других видов captchas,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Заинтересованы - см. в Ютубе "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170721
Цитировать
 
 
0 #22 Arlenetoura 22.07.2017 16:47
Принципиально новое обновление "XRumer 16.0 + XEvil 3.0":
распознавание бесплатно и быстро captchas Гугла, Яндекса, Фэйсбука, Vkontakte, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других видов капч,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Интересно - ищите в YouTube "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170721
Цитировать
 
 
0 #21 Arlenetoura 22.07.2017 11:21
Принципиально новое обновление "XRumer 16.0 + XEvil 3.0":
обход бесплатно и быстро капч Google, Яндекса, Фэйсбука, VK, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других видов капч,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Интересно - ищите в Ютубе "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170721
Цитировать
 
 
0 #20 Arlenetoura 22.07.2017 01:58
Нейросетевое обновление "XRumer 16.0 + XEvil":
автораспознаван ие бесплатно и быстро капчи Google, Yandex, Facebook, Vkontakte, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других типов captchas,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Интересно? ищите в YouTube "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170721
Цитировать
 
 
0 #19 Dorothyver 19.07.2017 05:29
Принципиально новое обновление "XRumer 16.0 + XEvil":
автораспознаван ие бесплатно и быстро captchas Google, Yandex, Facebook, ВКонтакте, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других типов captcha,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Интересно - ищите в Ютубе "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170718
Цитировать
 
 
0 #18 Dorothyver 19.07.2017 00:02
Нейросетевое обновление "XRumer 16.0 + XEvil":
автораспознаван ие бесплатно и быстро captcha Гугла, Yandex, Facebook, ВКонтакте, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других типов капчи,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Заинтересованы? см. в YouTube "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170718
Цитировать
 
 
0 #17 Dorothyver 17.07.2017 23:08
Революционное обновление "XRumer 16.0 + XEvil":
обход бесплатно и быстро captchas Google, Яндекса, Фэйсбука, VK, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia,
а также свыше 8400 других типов captcha,
с высокой скоростью - 100 изображений в секунду, и точностью - 80%..100%.
В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser,
и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Интересно - ищите в YouTube "XEvil: new OCR - captcha solver"


XRumer20170717
Цитировать
 
 
0 #16 Antoniogok 04.07.2017 04:49
Открылся новый магазин все по 50 рублей, например определенный товар стоит 5000 рублей или 7000 рублей то у нас вы можете найти его всего за 50 рублей: http://shop-50-rubley.xyz
магазин ежедневно пополняется, к концу недели будет очень богатый ассортимент.
Цитировать
 
 
0 #15 Deweyaxoky 22.06.2017 18:55
If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: admin@makemoney online.universalxyzdom .xyz
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить